Пятница, 22.11.2024, 00:22
Приветствую Вас Гость | RSS

В гостях у Лешего

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Якутский чучунаа
ИгорьДата: Понедельник, 28.02.2011, 15:39 | Сообщение # 1
Yeti
Группа: Администраторы
Сообщений: 1246
Статус: Нет на сайте
"Техника — молодежи", №6, 1978, стр. 48-52

Владимир Пушкарев

Якутская быль

Отправимся за пять тысяч километров от просторов Оби в просторы Якутии. Аналогичные исследования мы проводили здесь летом 1974 года и тогда также услышали удивительные рассказы о диком лесном человеке, именуемом здесь чучунаа.

В Якутии они имеют резко очерченный район распространения. Это горные массивы, расположенные к востоку от реки Лены и в междуречье рек Яны и Индигирки, но особенно Верхоянский (Метка 90) и Полоустный хребты (Метка 91).

Вот типичный для южного Верхоянья рассказ, записанный нами на речке Хобойотту, в одной из оленеводческих бригад со слов Татьяны Ильиничны Захаровой, 55 лет, эвенки по национальности:

"После революции, в 20-х годах жители нашего села встретили чучунаа, собирая ягоды. Он тоже рвал ягоды и обеими руками засовывал их себе в рот, а когда увидел людей, встал во весь рост. Он был очень высок и худ, говорят, больше двух метров. Одет в оленью шкуру, босой. Имел очень длинные руки, на голове лохматые волосы. Лицо большое, как у человека, но темней. Лоб был маленький и выдавался над глазами как козырек. Подбородок большой, широкий, гораздо больше, чем у человека. А так похож на человека, только намного выше ростом. Через секунду он побежал. Бежал очень быстро, высоко подпрыгивая после каждого третьего шага".В Центральной и Западной Якутии, про чучунаа чаще вообще не знают, а если знают, то упрямо прописывают в далеком Верхоянье. Когда же мы приехали в селение Хайысардах Сайды-Верхоянского района, поехали на горные пастбища к оленеводам, рассказы о чучунаа посыпались на нас как из рога изобилия. И чем больше мы их слышали, тем образ чучунаа проявлялся все яснее, превращаясь из сверхъестественного во что-то почти реальное.

Он не имел не только фантастических атрибутов, характерных для сказочных персонажей, но обладал самой разнообразной человеческой внешностью. То он могучий, крепкий, ростом больше двух метров, страшный и опасный для человека, то очень высокий и очень худой, "наверное, больной", говорили очевидцы.Поражает строгая приуроченность появлений чучунаа и к определенному времени. По всем рассказам, его особенно часто встречали в конце прошлого и начале этого столетия. В 20 — 30-е годы встречи с ним стали значительно реже, а в 50-х годах нами зарегистрировано всего две встречи с чучунаа в районе реки Адычи. Чем объяснить, что этот район самый “урожайный” на рассказы о чучунаа? Здесь их количество возрастает в несколько раз. Прадеды современных оленеводов наблюдали даже детенышей чучунаа, переплывавших в ледоход реку и воровавших у них пищу.И везде, во всех рассказах, удивляет подробное, чуть ли не анатомическое описание его внешности — внешности человекообразного существа, необычайно ловкого, сильного, приспособленного к суровым условиям жизни на Севере.

Полистаем "Уранхай Сахалар" — труд известного советского историка и этнографа Ксенофонтова Г. В. Вот что он пишет: "Чучунаа — человек. Питается охотой на диких оленей. Ест мясо в сыром виде. Говорят, с дикого оленя целиком сдирает шкуру, как мы сдираем шкуру с песца. Эту шкуру натягивает на себя. Он будто бы живет в норе, наподобие медведя. Голос у него противный, хриплый и трескучий. Свистит, пугает людей и оленей. Люди встречают его весьма редко, часто видят убегающим... Лицо у чучунаа черное, в нем нельзя разобрать ни носа, ни глаз. Чучунаа видят только в летнее время, зимой он не бывает".

Ни в собранных нами рассказах, ни в описании известного советского ученого чучунаа не обладает фантастическими чертами, а выглядит скорее вполне земным существом. Ко всему сказанному следует добавить, что наряду с рассказами о чучунаа в Верхоянье ходят рассказы о редких находках скелетов человека необычайно большого размера, чаше всего адресуемых в бассейн реки Адычи.

Что же является фактом из всего перечисленного?

То, что в четырех совершенно разных огромных районах, разделенных между собой тысячами километров и естественными преградами в виде больших рек и гор, ходят были и совершенно свежие рассказы о непонятном диком лесном существе, похожем на человека.Факт и то, что эти рассказы существуют у народов, относящихся к совершенно разным этническим группам, с совершенно различными языком и культурой.

Не только внешний облик таинственного обитателя леса идентичен в бытующих рассказах всех четырех районов, но то же можно сказать и о его повадках, образе жизни. Это существо не обладает речью, но очевидцы отмечают его свист, раскатистый хохот, громкие нечленораздельные крики. Особенно характерна строгая приуроченность встреч с ним к определенным территориям.

В Коми АССР — это Усть-Цилемскнй район, верховья рек Пижмы и Цильмы; в Западной Сибири — труднодоступное пространство между Полярным Уралом и Обью, далее Надымский и Тазовский районы Ямало-Ненецкого национального округа; в Якутии — Верхоянские горы и их отроги, уходящие к востоку.

В соседних областях живут люди той же национальности, того же рода занятий и той же степени образованности, но подобных рассказов они не знают, а если и слышали, то адресуют их все в те же упомянутые районы.

В Якутии таинственного чучунаа встречали исключительно в летнее время, что при допущении правдивости рассказов говорит о его миграциях в теплый период года.

На Печоре и особенно в Зауралье встречи с "лесным великаном" отмечаются круглый год, за исключением двух самых морозных зимних месяцев. Эти удивительные закономерности проявляются и в том, что жители селений, расположенных между Обью и Уралом, встречали его периодически в 1951 - 1953 годах, 1959 - 1962 годах и, наконец, в 1967 - 1968 годах. Эта периодичность сразу бросалась в глаза при сравнении тех 50 рассказов, которые мы собрали в этом районе с Викторией Пупко.

Рано делать конкретные выводы, но в заключение хочется сказать, что наш бескрайний суровый Север таит не меньше загадок и тайн, чем привлекающие к себе внимание снежные склоны Гималайских гор.

 
ЯщерДата: Среда, 02.03.2011, 12:42 | Сообщение # 2
Полевик
Группа: Администраторы
Сообщений: 627
Статус: Нет на сайте
Quote
встретили чучунаа, собирая ягоды. Он тоже рвал ягоды и обеими руками засовывал их себе в рот, а когда увидел людей, встал во весь рост. Он был очень высок и худ, говорят, больше двух метров. Одет в оленью шкуру, босой. Имел очень длинные руки, на голове лохматые волосы. Лицо большое, как у человека, но темней.

Quote
Голос у него противный, хриплый и трескучий.

Quote
Это существо не обладает речью, но очевидцы отмечают его свист, раскатистый хохот, громкие нечленораздельные крики.

а еще говорят у них луки и стрелы есть
дикари-с

 
ЛЕСДата: Среда, 02.03.2011, 12:50 | Сообщение # 3
Интересующийся
Группа: Модераторы
Сообщений: 249
Репутация: 2
Статус: Нет на сайте
Quote (Игорь)
Бежал очень быстро, высоко подпрыгивая после каждого третьего шага

Так делают некоторые животные. Прыжок вверх на бегу- называется сторожевой прыжок. Он позволяет животному отслеживать передвижение преследователей. Но у СЧ расположение глаз иное, по этому такие прыжки безсмысленны. Хотя охотники-оленеводы могли вставить такую деталь в свой рассказ случайно.
 
ЯщерДата: Среда, 02.03.2011, 12:55 | Сообщение # 4
Полевик
Группа: Администраторы
Сообщений: 627
Статус: Нет на сайте
ЛЕС, либо голову с мушки убирает
 
ЛЕСДата: Среда, 02.03.2011, 13:05 | Сообщение # 5
Интересующийся
Группа: Модераторы
Сообщений: 249
Репутация: 2
Статус: Нет на сайте
Quote (ЛЕС)
либо голову с мушки убирает

Подпрыгивая вверх?
 
ИгорьДата: Четверг, 14.04.2011, 10:33 | Сообщение # 6
Yeti
Группа: Администраторы
Сообщений: 1246
Статус: Нет на сайте
30.10.2009 07:37
mir

Знакомый рассказывал.Летом 1994 г. в Якутии, Чурапчинский улус, во время сенокоса на ласах. Он под вечер поехал на тракторе скашивать дальний алас. Было еще светло. Вдруг заметил две темные фигуры на взгорке. Рост очень высокий, руки длинные. Один поменьше ростом. Тот, кто выше поднимает руку, на что-то указывает и как-будто что-то объясняет малому. Рассказчик вроде слышит разговор, хотя он в тракторе и расстояние не близкое.Говорит, будто эхом отдается в голове. На какой-то момент он отвернулся от них, потом оглянулся - а они уже на середине аласа.Дошли до леса и скрылись. Он только потом сильно испугался, развернулся и уехал. Рассказал он своим, они верят. Потом по прошествию нескольких дней поступили сведения от сенокосчиков с близлежащих мест, что видели двух черных существ очень высокого роста, лица и глаз не разобрать, но похожие на людей.

http://www.narod.ru/guestbook/index.xhtml?owner=41499529&c=1

 
ИгорьДата: Понедельник, 18.04.2011, 14:40 | Сообщение # 7
Yeti
Группа: Администраторы
Сообщений: 1246
Статус: Нет на сайте
В верхоянском улусе поймали чучуну?
"Якутск вечерний", 29.03.2002, Якутск, n12

В середине марта в Верхоянском улусе, в районе села Барылас (название в переводе с якутского означает "ревущий"), в охотничий капкан на волка попалось странное существо. К тому времени как его обнаружили, оно было мертво (что неудивительно при силе захвата "волчьего" капкана). По словам учителя средней школы соседнего наслега Борулах Якова Потапова, находящегося сейчас в Якутске, существо это описывают как примата (причем не детеныша, а взрослого), размером с крупную собаку (длинный хвост, все тело, кроме ладошек и лица-морды, покрыто шерстью). По нашей просьбе Яков Васильевич сделал приблизительный набросок существа, попавшего в капкан. Снежный человек?
Напоминаем, что все происходящее не имеет никакого отношения к первому апреля. Факт странной находки частично подтвердил в эту среду и замглавы администрации Верхоянского улуса Лаврентий Илларионович Васильев. К сожалению, из-за плохого качества связи обстоятельного разговора не получилось. Лаврентий Илларионович затруднился дать точное описание, по его версии, это может быть что-то типа "мутанта буучээн (кабарга), с длинным "обезьяньим" хвостом". Напомним, что кабарга (буучээн) - парнокопытное животное, взрослая особь может быть размером с теленка, у самцов выступают острые длинные клыки, хвост маленький, как обрубок.
Непонятно также, что случилось с трупом "чучуны". Вроде бы его разорвали собаки, по другой версии, испугавшись злых духов, зверушку похоронили вместе с капканом. Ясно лишь, что по официальным каналам сообщать о находке сразу не стали.
Глава Сартанской наслежной администрации Сергей Софронович Слепцов о последнем случае не слышал, однако рассказал нам о встрече с непонятным зверем... осенью прошлого года. Тогда молодой парень случайно нашел мертвое животное, отдаленно напоминающее то ли выдру, то ли бобра, то ли маленькую обезьяну. Значит, не первый случай?
Родственники охотника, с которыми нам удалось связаться, сказали, что находка была предана земле с соблюдением старинного обряда (сиэр-туом), чтобы не навлечь на жителей беды и несчастья. Говорят, старики, увидев зверя, сказали всего два слова: "Абаасы кыыла" ("Зверь абаасы"). Нежелание местных жителей связываться с трупом объяснимо. По якутским поверьям, кровь чучуны сводила и охотника, и его семью с ума, а через некоторое время умерщвляла.
Итак, снежный человек? Мутант? Сбежавшая от хозяина обезьяна? Последствие ядерных взрывов? Вопросов явно больше, чем ответов. В конце концов, забрел же к нам из Приморья тигр, чучело которого до сих пор красуется в нашем музее.
Директор ветеринарной клиники Петр Сыроватский припомнил случай, когда зимой в Якутске у владельца сбежал из дома лемур. Найти его, к сожалению, не удалось, однако кто-нибудь мог видеть и этого "снежного человека". А примерно 12 лет тому назад ученым Института биологии приносили труп "нового вида птиц, доселе неизвестного в Якутии", - это оказался безвинно погибший большой попугай, ранее улетевший из окошка от хозяина. Правда, по данным наших ветеринаров, в Верхоянье нет владельцев зарегистрированных обезьян. По другой версии, животное вполне могло перевозиться контрабандой по магаданской трассе на заказ. Убежав, оно и попало в капкан. Или...
Чтобы разобраться в этой увлекательнейшей истории наш корреспондент Елена Тихонова и оператор Михаил Кочетов отправляются в командировку в Верхоянский улус. О результатах поездки читайте в ближайших номерах.
Чучуна: история столкновений
Хочется, хочется верить в чудо. Давайте хотя бы рассмотрим эту возможность. Итак, что мы знаем о чучуне (снежном человеке)?
26 апреля 1929 года газета "Автономная Якутия" напечатала статью "Чучуна". Она опубликована к сведению якутской экспедиции Академии наук СССР. Вот выдержки из этой статьи: "Верхоянцы (!) утверждают о существовании неизвестного до сих пор племени на севере. Верхоянцы знают, что чучуна - не фантазия. Есть и очевидцы". В статье дается и описание чучуны: "...высокого роста, крепкого телосложения, одет в звериную шкуру, имеет очень длинные волосы, развевающиеся при беге, вооружен луком со стрелами, сторонится местных жителей, иногда забирается в погреба за съедобным, бегает очень быстро (быстрее лошади). Отмечен один случай, когда ночью в виде забавы бросал в юрту небольшими камнями".
В этой же статье пишется о том, что в начале 1928 года секретарь Верхоянского окркома ВКП(б) Новгородов в своем отчете в Якутский обком партии упомянул, что рассказы о чучуне - не легенда, а действительность. По его сведениям, коммунист Шадрин специально проверил сообщения о чучуне и целиком подтвердил. Любопытный документ от 9 марта 1929 года хранится в партийном архиве бывшего Якутского обкома КПСС:
"Выписка из протокола заседания комиссии по выявлению и изучению памятников природы и старины при Западно-Сибирском отделе Государственного русского географического Общества, состоявшегося 9 марта 1929 года.
Слушали:
1. Сообщение профессора П.А. Драверта и студента Сибирского института с/х и лесоводства Д.И. Тимофеева "Люди-мулены и чучуна по сказаниям тунгусов и якутов". Докладчики знакомят присутствующих с распространенными среди якутов и тунгусов Якутии мнениями о существовании в горах Джюг-джюр и в северных горных хребтах Якутского края какого-то пока загадочного народа, известного у якутов и аянонельских тунгусов низовьев Яны под именем "чучуна". Насколько известно, в литературе нет никаких сведений об этом народе. О случайных встречах с ними тех или иных отдельных лиц, преимущественно охотников-промышленников, существуют только недостаточно проверенные рассказы. По этим рассказам, "мулены" и "чучуна" рисуются как люди, стоящие на очень низкой ступени, развития живущие в одиночку, иногда в пещерах гор. Носят подобие одежды из звериных шкур, имеют вооружение из копья, лука со стрелами, массивного грубо сделанного железного ножа. К поясу привешивается огниво. Иногда "мулены" и "чучуна" делают нападения на охотников и редких путников в районе их обитания - незаметно, как зверь, прокрадываясь к ним на близкое расстояние и выпуская в них одну за другой весь запас своих стрел. При всех нападениях "мулен" обычно издает пронзительный свист, который устрашающе действует на психику подвергающегося нападению. По словам докладчиков, отсутствие надлежащих данных о существовании этого загадочного народа, если действительно это особый народ, а не просто одичавшие, психически больные или по каким-либо другим причинам удалившиеся из общежития представители существующих народностей ("мулен") - в переводе на русский язык - разбойник, объясняется, надо думать, еще и тем, что в силу суровых законов жизни Крайнего Севера столкновение с муленами кончается обычно смертью одного из встретившихся и поэтому якуты или тунгусы весьма редко рассказывают о своих встречах с "муленами" и "чучуна", опасаясь ответственности за их уничтожение".
В журнале "Будущая Сибирь" (N6 за 1933 год) была напечатана статья профессора-геолога Петра Людовиковича Драверта, путешествовавшего по низовьям Лены и Индигирки. Он передал свои впечатления о рассказах местных жителей про диких людей - мюленов и чучуна. В статье приводятся выдержки из дневника якутского студента, знакомого Драверта Д.И. Тимофеева, задокументировавшего рассказы тунгусов и якутов. "Когда остановишься на ночлег, растянув палатку, - писал Д.И. Тимофеев, - разведешь костер, сидишь за ужином, мюлен подкрадывается к тебе между кустами, как осторожный охотник, вооруженный луком, иногда камнями... Ростом он ниже среднего (другие говорят - выше). Волосы совсем не стрижены, большая часть лица покрыта шерстью. Одежда у него из звериной шкуры, шерстью наружу. На ногах - нечто похожее на торбаса (вид северной меховой обуви); вокруг головы натянута лента, представляющая головной убор. Вооружение - лук. На поясе привешен нож. Имеет огниво. Язык производит отдельные нечленораздельные звуки. Подкрадываясь к ночлегу путешественников или к чуму туземных жителей, мюлен обстреливает их из лука или бросает камни. Истратив запас стрел, убегает. Предполагают, что мюлены живут в пещерах". Очень похоже описан и народ чучуна - обитатели северных хребтов.
Из собранных Тимофеевым сведений Драверт выделял как необъяснимые особенности привычку диких людей издавать перед нападением оглушительный свист, который производит ошеломляющее впечатление на человека, а также отсутствие в рассказах упоминаний о "семейной" жизни мюленов и чучуна. Никто не встречал их поселений, женщин и детей. Описывались только редкие случаи похищения туземных женщин дикими охотниками.
Переданная Дравертом в иркутскую редакцию журнала "Будущая Сибирь" статья вызвала большой переполох. Дабы застраховать себя от недоуменных писем читателей и возможной негативной реакции властей, редакция в этом же номере журнала поместила "нейтрализующую" рецензию этнографа Гавриила Васильевича Ксенофонтова. Отстаивая мифологическое происхождение этих историй, Г.В. Ксенофонтов, тем не менее, приводит весьма реалистические рассказы местных жителей, например, 65-летнего якута Афанасия Винокурова: "Чучуна снимает шкуру с дикого оленя целиком, как мы сдираем шкуру с зайца, и натягивает на себя. Когда высохнет шкура и начнет сжимать его тело, он заводит такую же новую одежду. Говорят, он, подобно медведю, роет себе нору в земле. Люди редко встречаются с ним, но всегда видят его убегающим. Он будто бы бегает с быстротой летящей птицы. Ходит всегда один, при виде человека убегает". Но основной вывод Гавриила Васильевича: чучуна и мюлены - это духи гор, тайги и тундры, персонажи фольклора, не имеющие под собой никакой фактологической основы.
В 1975 году в Москве вышла книга этнографа И.С. Гурвича "Таинственный чучуна. История одного этнографического поиска". Автор после долгих описаний свидетельств очевидцев приходит к выводу, что чучуна - это волею судьбы заброшенные в Якутию чукчи. По его версии, встречи с дикими людьми в якутской тундре и тайге вплоть до конца 50-х годов во многом объясняются появлением в этих местах отверженных одиночек - охотников-зверобоев с Чукотки. Оказывается, пропавших охотников некоторое время ждали, но, когда, по всем расчетам, сроки спасения проходили, их "хоронили", и обратный путь в племя им был заказан.
Якутский ученый Семен Николаев (Якутск) утверждает, что чучунаа - "самый примитивный палеоазиат Сибири, веками уходивший от наседающей с юга цивилизации, ныне полностью истребленный".
Материальных доказательств существования снежного человека не существует. Пока не существует?

 
ЯщерДата: Среда, 23.12.2015, 13:10 | Сообщение # 8
Полевик
Группа: Администраторы
Сообщений: 627
Статус: Нет на сайте
Чучуна в оленьих шкурах?

 
saihmДата: Понедельник, 20.02.2017, 01:06 | Сообщение # 9
Прохожий
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 1
Статус: Нет на сайте
Кандидат исторических наук И. Гурвич остановился на легенде о «волосатых людях». Эта легенда бытует среди коренного населения Севера и Сибири от Енисея до Индигирки и привлекла к себе внимание историков. В этой легенде обычно рассказывается, как охотник-эвенк, эвен или якут около берега моря встречает заросшего волосами человека, тайно идет за ним по следу на остров или на берег моря и находит там волосатых людей.http://sakhaday.ru/news/legendy-o-doyakutskom-naselenii-fantastika-legendy-o-tygyne-tojonskij-folklor-2/
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

© 2024
Бесплатный хостинг uCoz
© снежный человек снежный человек в гостях у лешего в гостях улешего в гостях у лешего в гостях у лешего в гостях у лешего
Леший, Лешак, Аламас, Албасты, Лобаста, Бигфут (Bigfoot), Саскватч (Sasquatch)
Леший, Лешак, Аламас, Албасты, Лобаста, Бигфут (Bigfoot), Саскватч (Sasquatch) Яндекс.Метрика