Ямабуси тэнгу - «демоны ночи». Тэнгу - в японской мифологии владыка и охранитель леса; могущественный горный дух, ведущий своё происхождение из Китая, некий аналог европейского гоблина или лешего (Тунгу - так называют дикого человека в Ямало-Ненецком округе. Тунгу высокий, тощий, лохматый, пронзительно свистит, быстро бегает. Может набрасывать на себя шкуры - для тепла. Гоминолог Пушкарёв собрал сведения о тунгу).
Тэнгу в буддистских и синтоистских традициях Китая, а затем и Японии, называют горных и лесных существ, по легендам живущих отшельниками, а иногда стаями, на верхушках деревьев с искривлёнными стволами, как правило, на старых соснах или криптомериях. Тэнгу имеет вид крылатого краснолицего существа огромного роста с длинным носом. Свой птицеподобный облик тэнгу приобрёл от китайского, либо от индуистского прообраза, а скорее всего в результате слияния этих двух образов. Сверхъестественные способности позволяют тэнгу превращаться в человека и принимать облик различных животных, разговаривать с людьми не раскрывая рта, моментально перемещаться из одного места в другое не используя для этого своих крыльев и появляться без приглашения во сне. Кроме того, Тэнгу является покровителем боевых искусств. Он умелый воин и озорной проказник, особенно склонен устраивать всякие подвохи заносчивым и хвастливым буддистским монахам. Наказывает тех, кто злоупотребляет знаниями и властью для получения славы или влиятельного положения в обществе. В былые дни тэнгу также искусно наказывали самодовольных и тщеславных самураев. Ненавидят хвастунов и порочных людей.
Тэнгу морочит путников в горах, пугая их громовым хохотом и подначивает забрёдших в глубь чащи лесорубов, изображая треск сломанных веток. Первое упоминание о нём, как о японском лешем, содержится в повести «Уцубо моногатари» («Повесть о дупле», конец X в.).
Тэнгу буквально означает «Небесная собака». В китайской мифологии есть похожее существо по имени Тяньхоу, или «небесная гончая». По одной из версий, китайский Тяньхоу получил своё имя в результате некогда упавшего на Китай огромного метеорита, шлейф от которого напоминал здоровенный хвост. Так возникла легенда о огущественном горном божестве, которое внешне напоминало гибрид человека и собаки с вороньим клювом.
Тэнгу прилетел на своих сильных крыльях в японскую мифологию где-то в VI-VII веках нашей эры из Китая и Кореи, вместе с буддизмом. Записи об этих существах, впоследствии, появились в древних японских документах (приблизительно 720-й год н. э., книга Нихон Сёки) и были непосредственно связаны с горой Курама (что возле Кибунэ), обиталищем легендарного беловолосого Содзёбо – короля тэнгу. В мифах и легендах Японии упоминается, что тэнгу вели своё происхождение от первородного японского божества – Сусано-о. Исторические упоминания о тэнгу можно встретить не только в контексте буддизма и синтоизма, а и в старинных рассказах о боевых искусствах Японии, в том числе и о нинпо (а также ниндзюцу). Есть легенда, будто тэнгу обладали «Божественной техникой боя» - «Тэнгу-гайдзюцу-рон» и именно эту технику использовали воины ниндзя, носящие чёрные одежды и маску – Тэнгу-ги. Маска использовалась для маскировки и устрашения врага, придавая облику своих хозяев демонические черты. Карасу – наиболее старинный вид тэнгу. Именно их изображали живописцы в виде вороно-подобных существ, с человеческим телом, имеющих крепкие зубы, способные перекусывать железные мечи и наконечники копий. Считалось, что эти тэнгу с особым трепетом оберегали леса в которых жили, и разрывали на части людей, занимающихся бездумной вырубкой деревьев. Иногда тэнгу похищали таких злоумышленников, для того чтобы отпустить позже, однако такие «счастливцы» возвращались домой слабоумными. Такого человека называли тэнгу какуси, что в переводе означало «похищенный тэнгу».
Начиная с XIII в., были записаны истории, в которых тэнгу превращаются в горных монахов, известных как ямабуси. Слово «ямабуси» дословно означает «оседать в горах». Имеется в виду уединенное странствование монахов по горным ущельям, что ассоциировалось с религией Сюгэндо. Уникальное для Японии Сюгэндо развилось из обычая почитания местных священных гор. Начиная с древности, горы почитались как места происхождения или пребывания богов-ками. О священных горах постепенно стали складывать легенды. Уединение в горных районах с целью медитации широко практиковалось в середине периода Хэйан (794-1185 гг.).
Идентификация ямабуси с тэнгу, без сомнения, произошла из обычной ассоциации тэнгу с горами и магическими занятиями. Верили, что у тэнгу есть особая сила, которая позволяет им принимать форму других существ, а также делать сверхъестественные вещи. Уединяясь в горах и ведя отшельнический образ жизни, монахи ямабуси надеялись приобрести некоторые из этих навыков. В результате ямабуси стали отождествляться с тэнгу, которого начали изображать в облике ямабуси. Тэнгу-ямабуси могли принимать вид мужчины, женщины и даже ребёнка, но предпочтение всё-таки отдавали маскировке, появляясь на людях в виде странствующего босоногого пожилого монаха…Ямабуси – защитники Дхармы (учения Будды) и наказывают всех, кто вводит в заблуждение людей, используя религиозные доктрины. Порой поведение тэнгу загадочно и необъяснимо для человека, такова уж природа этих загадочных обитателей горных лесов…
В период Эдо связь «тэнгу-ямабуси» крепла из-за растущего количества горных монахов, которые больше не занимались религией. Такие ямабуси заявляли, что они могут изгонять демонов, лечить болезни и возвращать украденные вещи. Наличие рисунков с изображениями тэнгу можно встретить в сотнях трактатов и наставлений по кэн-дзюцу, ниндзюцу, дзю-дзюцу и других традиционных японских школ будо, что подтверждает значительное влияние тэнгу на воинские искусства Японии.
Образ тэнгу трактуется неоднозначно — они могут быть как защитниками и покровителями святилищ (особенно горных), так и жестокими обманщиками, ворующим взрослых и детей, разжигающим пожары и разрывающим тех, кто преднамеренно повреждал лес. В одной из легенд конца XIX века люди, срубившие сосну тэнгу, умерли.
Тэнгу обладают странным чувством юмора, его хитрость ровняется по величине надменности (Тэнгу -ни-нару – так говорят всегда, когда просят кого то умерить свою надменность). Тэнгу говорит, не раскрывая рта… То есть они общаются с помощью телепатии. Тэнгу побеждает, используя магическую силу, которой у него в избытке, или благодаря физическому или ментальному превосходству над человеком, который осмелился бросить ему вызов:
По одной версии все тэнгу живут в отдельных колониях под предводительством одного лидера; по другой — тэнгу является отшельником, и любит селиться в старых деревьях с искривленными стволами или в горах. Тэнгу любит чистоту, не терпит приближения людей, морочит путников в горах, лесорубов, пугает их громовым хохотом или изображает треск срубленных деревьев. Кроме того, тэнгу терпеть не могут высокомерия, предубеждения и тщеславия, особенно когда речь идет о буддистских священниках и самураях. Так к концу эпохи Камакура, Тэнгу становится главным в литературе средством для критики и уличения греховности духовенства, защитником Дхармы (законов буддизма). "По народным поверьям, после смерти в тэнгу может превратиться гордец или человек, не избавившийся при жизни от злобы", не познавший истины священник или лжец, использующий орудия веры в своих целях.
Вера в тэнгу была настолько сильна, что даже в 1860 году правительство Японии отправляло им официальное прошение освободить провинции, через которые проезжал сёгун.
По рассказам ходившим среди людей, Тэнгу являлись непревзойденными мастерами боевых искусств. Иногда Тэнгу делились своим мастерством с простыми людьми. Многие воины, самураи, основатели школ (Рю), которые обучали людей обращению с мечом (кен-джутсу), претендовали на то, что были чудесным образом умудрены советами, исходящими от Тэнгу. Иногда это случалось во сне, иногда во время добровольного ухода в горы для того, чтобы принять лишения при поиске “Пути” (До). Именно во время такого восхождения в горы (Муша-шуге) Минамото-но-Йошитсуне (один из величайших воинов, которых когда-либо знала Япония) научился искусству обращения с мечом так, что это позволило ему, совсем молодому юнцу, когда он проводил годы своей юности в Храме Курама-дера, победить монаха-воина Бэнкея (который, вооружившись нагинатой, пытался помешать ему пересечь мост Того). Может быть, это было Мастерство дарованное Мусаши Тэнгу? Не по этому ли уже во времена своего отрочества великий Минамото Мусаши за то, что вышел победителем из более чем 60 дуэлей, был назван “маленьким Тэнгу ”?
Морихэй Уесиба очень любил одну сказку: Йошитомо, глава клана Минамото, был убит, когда его армия была наголову разбита армией клана Тайра. Жизнь его сына, Усивака-мару, была сохранена, но в возрасте семи лет мальчика отослали в монастырь на горе Курама, недалеко от Киото, где его должны были воспитывать буддийские монахи и где он находился бы в безопасности. Однако юного послушника волновала лишь одна мысль: «Я должен отомстить за смерть отца!» Усивака-мару начал по ночам тайно покидать монастырь и заниматься фехтованием в жуткой Долине Сёдзё, ложбине настолько густо заросшей елями и кедрами, что солнечный свет с трудом мог пробиться сквозь деревья даже в полдень. Представляя, что толстые стволы — это войска Тайра, Усивака-мару всю ночь яростно бил по ним своим мечом, сделанным из ветки.
Однажды вечером из тьмы появился странного вида ямабуси и предложил обучить парня секретам фехтования. Бесстрашный Усивака-мару вскричал; «Давай начнем прямо сейчас!» Внезапно бросившись на странного монаха, он так и не сумел нанести ему ни единого удара. Усивака-мару попросил ямабуси обучать его. С тех пор каждую ночь мальчик брал уроки у мастера Сёдзё-бо и его стаи тэнгу. К двенадцати годам Усивака-мару уже мог дать отпор даже самому сильному тэнгу — теперь он был готов покинуть горы. Дальше Усивака-мару в эпическом сражении победил исполинского монаха Бэнкэя, проявив себя одним из сильнейших воинов Японии. Говорят, что с тех пор каждый великий мастер воинского искусства следовал его примеру, обучаясь фехтованию у тэнгу.
Другой Мастер, мастер Айки-джутсу - Такэда Сокаку, на заре XX века, так же имел прозвище “ Тэнгу из Айдзу”!
“Божественная техника Тэнгу ” ( Тэнгу -гэйджутсу-рон) имеет свое происхождение от Ямабуси, от этих монах-воинов, странствующих в горах от монастыря к монастырю. Эта техника использовалась (и это придавало ей большую таинственность) «воинами тени» - ниндзя. Маску черного цвета они называли “Тэнгу-ги”. Она покрывала их лица, чтобы сделать менее заметными в темноте и придать им дьяволический оттенок. Это показывает как искусство ниндзюцу было тесно связано с тенгу. Ниндзя представлял иную культуру, иной темный мир, олицетворением которого являлись лесные молельни, храмы миккё и культ темноты, черного, ночи, связанный с культами гор и мистическим учением сюгендо. Искусство ниндзя, их военное мастерство и сила приписывались общению с Марёку-темными силами, бесами-юрей, демонами-они и с дьяволами-оборотнями тэнгу. Сами воины-тени всячески поддерживали эти суеверия, старались укрепить именно такое восприятие ниндзя в глазах противника, ибо рождающее страх суеверие становилось еще одним грозным оружием в их арсенале. Со временем, среди людей распространилась легенда, согласно которой предками ниндзя и были тенгу, передавшие своим потомкам нечистую демоническую силу и уменье. Легенды связывали ниндзя и с сюгендзя-адептами учения о сверхъестественном, которые, как рассказывали, обучали ниндзя ходить по огню не обжигая ног, плавать в ледяной воде, спать на снегу и управлять погодой. Считалось, что ниндзя могут призывать на помощь духов-ками, использовать их силу, и самураи верили, что ниндзя летают на облаках, становятся невидимыми, читают мысли врага и останавливают время.
Воины-невидимки, как часто называют ниндзя, до сих пор предстают перед исследователем восточной культуры загадочным ребусом, прочтение которого доступно лишь тому, кто знаком с символикой китайской и японской культуры и религии. Тайна, скрывающая от нас образ жизни, историю возникновения и внутренний мир этих загадочных существ, полулюдей-полуоборотней, тем более непроницаема из-за практически полного отсутствия письменных источников - древних свитков, в которых мастера передавали молодым поколениям ниндзя сокровенные секреты своих школ.
Ни́ндзя (яп. 忍者 «нин»-тайный, «дзя»-личность, то есть ниндзя — «таинственный человек» или или "синоби" - "прячущиеся"). Изредка ниндзя называли китайским термином «линь куэй» — «демоны леса», поскольку считалось, что они обладают нечеловеческими силами, которые достигаются по средством мистических практик сюгэндо (яп. 修験道 — поиск мистических и духовных возможностей, достигаемых через аскетизм). Такие аскеты ямобуси были известны в Японии под разными именами: кэндзя (яп. 賢者, «мудрец»), сюгэндзя (яп. 修験者, «горный отшельник»). Они славились своими магическими умениями, почитались как лекари и медиумы (яп. 神子, мико, «волхв»). Как уже было отмечено, многие из ямобуси были адептами школы сингон - одной из ветвей эзотерического буддизма, в соответствии с догматами которого просветление можно обрести через отшельничество, самосозерцание, изучение природы и созерцание мандалы. Школы сингон и тэндай в одинаковой степени рассматривали горы как идеальное место для отшельничества и созерцания природы.
Ямабуси были приверженцами полного слияния с природой. Изначально тайные школы ниндзюцу не имели ничего общего с военными организациями ни по своей методике подготовки, ни по своей философии. Однако со временем произошли изменения.
Ниндзя - это те же самураи, но наделенные несколько другим кругом задач. Изначально ниндзя становились самураи пограничных земель, находившихся на границе с землями противника. Затем специфика их подготовки вызвала необходимость выделения из массы остальных "буси". Объединившись в кланы, ниндзя предлагали свои услуги то одним, то другим князьям, выполняя самые разнообразные поручения и распространяя о себе легенды.
Кое-что в этих легендах было правдой, многое - ложью или полуправдой. Так, насколько мы можем об этом судить, ниндзя редко носили черные одежды, в которых они изображаются, поскольку лучший способ остаться незамеченным - это одеваться как все. Мало кто из них действительно был мастером боевых искусств, поскольку им это было не нужно, и мало кто из них мог в открытом бою рассчитывать на победу над самураем. Их основным боевым козырем было искусство маскировки.
http://www.troglodytes.narod.ru/ninpo.html