Игорь Бурцев — кандидат исторических наук, президент Фонда содействия научным исследованиям и поискам «Криптосфера», директор Международного центра гоминологии. Занимается исследованием проблемы гоминоидов (человекообразных обезьян) с 1965 года. Является участником и руководителем многих поисковых экспедиций на Северном Кавказе (Кабардино-Балкария, 1965), в Азербайджане (Талыш, 1970-1975), в Абхазии (1971, 1975, 1978), в Монголии (1976), на Памиро-Алае (1979-1982), в Мурманской области (Лов-озеро, 1990), в Кировской области (2002-2007), в Кемеровской области (2009, 2010).
Тайга.инфо: Игорь Дмитриевич, вы занимаетесь изучением снежного человека много лет. Что можно сказать о нем достоверно: кто он такой, где жил или живет?
— Главное — это человек, не животное. У него есть разум, интеллект. Он появился много веков назад, задолго до сапиенсов, и представляет собой параллельную ветвь эволюции. Просто в какой-то момент наши пути разошлись: они пошли по пути психо-физического развития (телепатия, гипноз), а наши предки — по пути социального развития. Поэтому в отличие от нас, они не воздействуют на природу, а приспосабливаются к ней, не пользуются огнем и орудиями труда. При этом они высокоинтеллектуальны.
Снежный человек появился много веков назад, это параллельная ветвь эволюцииСредняя продолжительность жизни у гоминоидов примерно такая же, как у человека. Есть данные о найденном в Америке детеныше йети, которому сейчас уже 66 лет. Однако развитие у них идет быстрее: половая зрелость наступает в 8-10 лет. Живут семьями: мать, отец, ребенок. В старости они, как и мы, седеют, лысеют, сутулятся, у них появляются морщины.
Кстати, представления о снежном человеке определенно были у наших предков, которые их называли лешими. Вот рассказ егеря Рыбинского лесного хозяйства (Красноярский край) Григория Бычука, записанный в 2001 году Алексеем и Екатериной Малышевыми, где он рассказывает, что старые охотники всегда живое существо называли лешим. Это существо ростом выше человека и покрыто шерстью. Живут лешие в пещерах вдоль скалистых берегов, куда простому случайному гостю не зайти. Зимой они впадают в спячку, а летом едят молодые побеги сосен, собирают кедровый орех, ловят рыбу, копают лапами корни саранок, изредка лакомятся птичьими яйцами. Этот рассказ, опубликованный в «Золотых сказах Енисея», полностью соответствует описанию снежного человека!
По данным американских исследователей, снежные люди умеют говорить. В США они используют индейские наречия. В России есть сведения о разговоре с йети, полученные от очевидцев.
Тайга.инфо: Где можно встретить снежного человека?
— Обычно в поисках снежного человека люди едут в Гималаи, на самом деле совсем не обязательно ехать именно туда. Йети очень широко распространены, они живут на всех континентах кроме Антарктиды. В России данные о бытовании этих существ поступали из Кировской, Пермской, Ленинградской, Кемеровской, Тюменской, Новосибирской областей, о них известно на Алтае и в Якутии.
В России данные о бытовании этих существ поступали из Кировской, Пермской, Ленинградской, Кемеровской, Тюменской, Новосибирской областей, о них известно на Алтае и в ЯкутииНапример, несколько лет назад подросток в Кыштовском районе Новосибирской области столкнулся с трехметровым снежным человеком. А совсем недавно я встречался с группой из Вологодской области, которая в августе сфотографировала потрясающие маркеры — конструкции из жердей, палок, стволов деревьев, напоминающие пирамидки или каркас от шалаша. Без сомнения, это дело рук снежного человека. Животные не могут так искусно заплетать ветки, а обычных людей там не бывает. К тому же, рядом были огромные следы. На одной полянке обнаружено несколько обустроенных семейных гнезд. Пол в таких сооружениях обычно устлан травой или лапником, а само гнездо огорожено обломанными деревьями, чтобы не привлекать внимание посторонних.
В качестве эксперимента ребята-добровольцы четыре выходных подряд оставляли в лесу шоколадные конфеты в пакете, а через некоторое время обнаруживали на этом же месте разорванный пакет и фантики.
Эти существа облюбуют какое-то место и обитают там практически постоянно. Например, в Пермской области Александр Феденёв наблюдал, как в одно и то же место приходил снежный человек. Чтобы обозначить свою территорию, йети скручивают ветки и молодые деревья или отрывают большую щепу от ствола дерева и втыкают между камней.
Тайга.инфо: В 2009 году в 450 километрах от Кемерова якобы видели странное волосатое существо, о чем главе Таштагольского района Владимиру Макута доложили охотоведы. Каковы результаты последней вашей экспедиции в Кемеровскую область?
— Судя по тем строениям, которые я обнаружил на горе Каратаг в 30 километрах от Азасской пещеры, в Горной Шории, действительно, обитают снежные люди. В прошлом году я видел там девять маркеров, а в этом — еще пять. Это лежки и обломанные деревья. Следы на той почве разобрать было трудно. Зато мы нашли куст со сплетенными в косичку ветками.
Кстати, шорцы знают об этих существах и уважительно к ним относятся. На Алтае, например, снежных людей издавна называют «алмыс».
Тайга.инфо: Зачем йети нужны эти косички?
— Для красоты, они ведь тоже стремятся к искусству. Думаю, по этой же причине они заплетают косички в гривах лошадей. Никакими другими практическими поводами это не объяснишь.
Тайга.инфо: Они агрессивны?
— Нет, они совсем не злобные, просто любят пошутить. Например, они могут что-нибудь бросить человеку, желая поиграть с ним. А если человек плохо себя ведет в лесу, убивает животных, мусорит, то йети начинают путать его, сбивая с пути. По словам очевидцев, у йети есть способность воздействовать на живых существ, внушать им что-то.
Тайга.инфо: Исследования в области гоминологии ведут не академические институты, а энтузиасты-добровольцы. Почему? Ведь еще в 1958 году Академия наук СССР создала комиссию по изучению вопроса о снежном человеке, а профессор Борис Поршнев первым дал этому существу научное название «реликтовый гоминоид» (сохранившийся с древнейших времен человекоподобный).
— Проблема в том, что исследование этих существ не входит в сферу интересов существующих наук и организаций. Антропологи говорят: «Дайте нам кости, тогда мы будем изучать объект», палеонтологи занимаются раскопками вымерших животных и не хотят искать живого представителя человечества, этнографы собирают фольклор, а не рассказы о реальных встречах с йети, криминалисты не хотят искать никого без состава преступления. Получается, что снежный человек никому не нужен, его поисками никто заниматься не хочет. После смерти Поршнева все исследования академии наук в этом направлении прекратились.
Снежный человек никому не нужен, его поисками никто заниматься не хочетЗа рубежом это направление развивается более продуктивно. Еще в 18 веке Карл Линней назвал эти существа homo troglodytos («человек пещерный»). А недавно американский антрополог Джефф Мелдрум предложил другое наименование — северо-американский антропоид. В 1992 году на основе изучения следов бигфута антрополог Гровер Кранц воссоздал скелет стопы этого существа и опубликовал книгу «Bigfoot prints».
Однако и за границей не все гладко. Дважды в распоряжении ученых были трупы йети: в 1968 году в США и 1998 году во Франции. Но как только пресса поднимала шум вокруг них, материалы исчезали.
Тайга.инфо: Сколько человек в вашем центре гоминологии?
— С десяток ветеранов, которые занимаются проблемой серьезно. Есть еще молодые люди, которые организуют экспедиции. Это притом, что в США и Канаде десятки центров, подобных нашим! Мы поддерживаем с ними связь. Скоро я поеду в Америку презентовать свою книгу «Снежный человек: новый поворот в исследовании», которую планирую выпустить через месяц. Там мне обещали показать бигфута.
Тайга.инфо: Какого рода данными относительно существования снежного человека в России, помимо рассказов очевидцев, вы обладаете? Может, образцы волос, костные остатки, слепки следов, фото, аудио- и видеозаписи?
— Раньше у нас было много материалов, но не было достоверных и точных методов исследования. Мы отдавали объекты в разные инстанции, а назад не получали ни образцы, ни официальные результаты. Вообще, анализ ДНК — это дорогое удовольствие для нас. Например, в нашем распоряжении есть два черепа, которые уже 30 лет ждут проверки.
Мы отдавали объекты в разные инстанции, а назад не получали ни образцы, ни официальные результатыВ 2008 году новосибирский академик Анатолий Деревянко нашел косточку снежного человека в Денисовой пещере на Алтае, которую затем два года исследовали в Германии. В итоге ученые пришли к выводу, что образец принадлежал неизвестному науке виду человека homo altaencis («человек алтайский»).
Мы хотим обратиться к ученому с просьбой помочь нашему исследованию снежного человека. Ведь свое время новосибирский академик Алексей Окладников состоял в комиссии по исследованию снежного человека и включил меня в состав своей экспедиции в Монголию. Там я полтора месяца с группой собирал сведения о йети. Анатолий Деревянко, кстати, был помощником Окладникова. Думаю, новосибирские ученые более гибки в этом отношении. Я очень надеюсь на сотрудничество с ними.
Тайга.инфо: Есть ли какие-либо данные о количестве йети в мире?
— На всех континентах кроме Антарктиды их несколько тысяч. Точную цифру назвать сложно.
Тайга.инфо: Как думаете, почему снежные люди прячутся от людей обычных?
— Исторически так получилось, что мы вытеснили их в глухие места. Имея оружие, мы представляем опасность для них, мы их конкуренты.
Тайга.инфо: Вы говорили о том, что власти во всем мире и слышать ничего о йети не хотят. Почему?
— Власть кивает на науку, а наука в таком заброшенном состоянии, что им не до снежного человека. Все же положительные примеры есть. В Китае, например, власти потратят 1,5 млн на установление контактов между людьми и йети.
Тайга.инфо: В 2009 году глава Кузбасса Аман Тулеев, глава Таштагольского района Владимир Макута, председатель Совета народных депутатов Кемеровской области Николай Шатилов уже посетили пещеру Азасская, где, якобы, были обнаружены следы йети. Губернатор даже выделил средства на создание экспозиции, посвященной снежному человеку в Музее этнографии и природы Горной Шории. Интерес администрации области помогает вам в работе?
— Внимание властей области — это исключительный случай. Губернатор очень поддержал нас, информация об экспедиции разнеслась по всему свету. Все это вызвало оживление в области гоминологии. Можно долго обсуждать внутренние мотивы чиновников, но объективный итог есть — помощь в нашем исследовании.
Тайга.инфо: Давайте представим, что может дать науке и вообще людям информация о снежном человеке?
Информация повлияет на наши знания о происхождении человека как такового, о его месте в мироздании— Я сошлюсь на статью Поршнева 1966 года в журнале «Вопросы философии» под названием «Возможна ли сейчас научная революция в приматологии». Во-первых, информация повлияет на наши знания о происхождении человека как такового, о его месте в мироздании: кто такой человек, каковы его критерии? Поршнев считал, что главный критерий человека — речь, поэтому йети как существа говорящие вполне могут быть признаны людьми. Во-вторых, знания о гоминоидах изменят наше представление о древних народных верованиях: о якобы сказочных обитателях леса, леших и прочих персонажах. В-третьих, это расширит наши знания о способностях человеческого организма, ведь йети могут жить в разных климатических условиях без одежды.
Тайга.инфо: Чем еще кроме исследования снежного человека вы занимались или занимаетесь?
— Сейчас я езжу в экспедиции и возглавляю небольшое издательство «Крипто-Логос». По специальности я востоковед, поэтому какое-то время был замглавного редактора журнала «Азия и Африка сегодня». Около 10 лет преподавал теорию и историю коммунистической партии, международного коммунистического движения. Однако уже 45 лет я занимаюсь темой гоминоида больше, чем вообще чем-либо. Во времена СССР я ездил по всей стране с лекциями о снежном человеке, но сейчас это как-то не принято.
Беседовала Алина Хабирова
"Лесной дух, хозяйничающий, по народному преданию, в лесах... Когда леший идет по лесу дозором, при его приближении шумит лес и трещат деревья. Он поет голосом без слов, бьет в ладоши, свищет, аукает, хохочет, смеется... Расставаясь с лесом, он бесится, ломает деревья и разгоняет всех зверей по норам... При наступлении зимы проваливается сквозь землю, исчезая на целую зиму, а весной опять выскакивает из земли..."
Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. "Словарь", 1896 г. (Статья "Леший").
Детство мое прошло в Айлино. Помню убогую деревню, свою бабушку Бисерову Наталью Осиповну, которая из-за неимения обуви все лето ходила босиком, даже по лесу. Мне было около девяти лет (примерно в 1948 году), когда бабушка рассказала занимательную историю, случившуюся с ее мужем, моим дедушкой.
Рубил как-то дедушка лес на Чулковке. Солнце клонилось к закату. Надвигались сумерки. Уже низко по земле побежали длинные тени. Очищая вершинник от сучков, дедушка неожиданно
почувствовал, что к нему кто-то подошел. Отставив в сторону топор и вытерев пот со лба, он вдруг увидел недалеко от себя довольно странное волосатое существо, которое в упор рассматривало его. На мгновение дедушка пришел в оцепенение, а потом проворно и поспешно перекрестился:
- Боже мой! Леший!..
Леший немного постоял, неторопливо развернулся и пошел в глубь корабельного леса. Дедушка еще долго наблюдал, как мелькал его высокий, мощный силуэт среди огромных, прямых, как пасхальные свечи, мачтовых сосен.
- Бабушка, а видел дедушка у лешего рога, копыта, хвост? - с детской наивностью спросил я.
- Леший - не черт. У него нет рогов, хвоста и копыт. Он шибко похож на большого мужика, только весь волосатый и ходит без одежи.
Трудно сказать, поверил ли я тогда бабушке, но твердо запомнил, что домовой живет в доме, водяной - в воде, черт - возле жилья, а леший - в лесу, там его место обитания. От того он и леший, то есть лесной.
В те далекие от наших дней годы встречи с лешими, домовыми, водяными, оборотнями, ведьмами, летавшими по ночам на метлах или голиках, не вызывали удивления. Люди верили в них, как в обычные вещи. И дедушка, наверное, тоже не сомневался в лешем, вряд ли задумывался над встречей с ним. Да и время для размышлений было самое неподходящее. Вскоре началась первая мировая война, затем гражданская. В 1919 году колчаковцы мобилизовали Петра Дмитриевича Бисерова в обоз, и вскоре он скончался в тифозной больнице в Новониколаевске (теперь город Новосибирск). Дедушка не дожил и до 40 лет. Я его никогда не видел и знал о нем только по рассказам бабушки.
Добавлю к сказанному, что до революции айлинские мужики лес на дрова валили на Чулковой горе за Воскресенским монастырем и речкой Иструтью. Заготовку вели летом, а зимой, когда Ай замерзал и устанавливался снежный покров, дрова санной дорогой развозили по домам. Теперь Златоустовского Воскресенского Единоверческого (православно-старообрядческого) мужского монастыря нет, а на его месте стоит небольшой поселок Иструть, названный по чистенькой горной речушке. Там и встретил Петр Дмитриевич лешего.
После 1948 года прошло много лет. И вот в 1970 году что-то подобное о лешем я опять услышал из рассказа моего тестя Степана Ивановича Нестерова.
Перед войной С.И.Нестеров работал старшим конюхом на Саткинском метзаводе. Тогда домны работали на древесном угле, поэтому завод держал много лошадей. В 1940 году Степан Иванович занимался заготовками сена для заводских лошадей на озере Зюраткуль возле Малого кыла и Москаля. Тут он и увидел высокое волосатое существо, которое вскоре скрылось в кустах.
Было раннее утро. Степан Иванович не успел как следует рассмотреть его, не заметил, что стан был прямой, морда, как у человека, но волосатая, плечи широкие, но чуть-чуть сутулые, походка ровная. Существо, видимо, следило за балаганом, в котором спали рабочие, подходило к нему, но собаки учуяли, подняли лай. Больше его Степан Иванович не видел.
Но больше всего сведений о незнакомом существе я получил от айлинского пастуха Сергея Егоровича Шерстобитова. К сожалению, его уже нет в живых. Нельзя сказать, что С. Е. Шерстобитов его хорошо рассмотрел, изучил, но в его рассказах много подробностей и тонких, любопытных наблюдений. А они-то и дали повод для плодотворных размышлений.
С Сергеем Егоровичем я был хорошо знаком. Он мне даже приходился дальним родственником. Но дело не в этом. К тому времени я уже долгие годы занимался активным туризмом, часто путешествовал по Уралу, узнал много нового, занимательного. Вот он и обратился ко мне за разъяснениями о своих встречах с незнакомым страшилищем. Но я ему ничего не объяснил, хотя и предполагал, что это мог быть снежный человек. И вот почему.
В конце 50-х - начале 60-х годов в печати появились несколько сообщений о встречах со снежным человеком. В это же время вышла книга английского исследователя Ралфа Иззарда "По следам снежного человека". Я ее читал. Однако в этой книге про Южный Урал не было сказано ни одного слова. Портреты же снежного человека и лешего сходились. А потом о снежном человеке забыли на долгие годы. Поэтому я ничего не сказал о своих догадках Сергею Егоровичу. Наверное, не только ему, но и многим моим знакомым такое предположение показалось бы не просто необоснованным, а вообще химерным.
В 60-70-х годах Сергей Егорович пас гурты совхозного коровьего молодняка в районе Нургуша и Березяка. Места те тихие, лесные, горные, но это вовсе не райские кущи. В густых зарослях и сырых болотах в изобилии бродят лоси, шалят медведи, пугая добродушных телочек и доверчивых бычков и иногда загоняя их в непролазные топи. Леса там уремные, таежные, наполненные комариным звоном, хотя и нельзя сказать, что дикие, первобытные, так как древостой повсеместно побывали под вырубками. Но людьми посещаются редко: летом бывают иногда ягодники, грибники да лесорубы, а весной, осенью и зимой - полное безлюдье на десятки верст окрест от Сибирки до Тюлюка.
Вот тут и повстречался Сергей Егорович с незнакомым существом летом 1972 года. Утром, когда Шерстобитов раздувал костер, чтобы согреть чай, ему показалось, что в кустах кто-то ворохнулся. Он поднял голову и в 40-50 метрах от себя увидел здоровое, волосатое существо, похожее на человека, но очень высокое. Страшилище (так он выразился) немного постояло и ушло за кусты. На нем совсем не было одежды, все тело было "в шерсти мышастой масти", руки тоже волосатые и даже длинноватые, туловище чуть сутулое, как у старика. Больше он его не видел. Обратил Сергей Егорович внимание на поведение собаки. Она несколько раз беззлобно тявкнула и тут же успокоилась, завиляла хвостом. Так собака лаяла только на лося да на незнакомых людей. При приближении медведя она вела себя агрессивно, свирепо, далеко выскакивала вперед и уводила зверя в сторону.
Через несколько дней Шерстобитов заметил, что в его балагане кто-то побывал. Так в Саткинском районе называют лесные избушки-полуземлянки, в которых ночуют покосники, охотники, пастухи, ягодники, грибники, лесорубы. Вещи на нарах были смещены, но ничто не пропало. Даже ножичек, топор и соль остались на своих местах. Собака заскочила в балаган вместе с хозяином, все обнюхала, но не выразила беспокойства. Однако котелок с вареной картошкой оказался пустой. Картошку кто-то съел тут же, так как на столике и на полу кое-где валялись кожурки с маленькими кусочками полураздавленной картошки. Соль даже не потрогали. Сергей Егорович знал, что люди в последние дни не приходили. Если бы сюда забрел медведь, то он обязательно что-нибудь напакостил, сломал, перевернул.
Места на Березяке малиновые. Малинники занимают огромные площади. Слияние двух Березяков - Малого и Большого - так и называют "Малиновым углом". Как-то вечером перед сумерками зашел Сергей Егорович в малинник. Ему показалось, что рядом кто-то прошел, и чья-то неясная тень беззвучно проплыла за ольшанниками. Заметил Шерстобитов, что в малиннике кто-то побывал, ел малину, хотя городские ягодники не показывались и не слышно было их голосов. На траве были заметны чьи-то следы, примятины, но кусты стояли ровно, будто нетронутые. Медведь так себя не ведет. Он ломает посадки, любит валяться по земле.
Однажды ночью Сергей Егорович слышал шорохи рядом с балаганом. Собака проурчала, но лай не подняла и на волю не пошла. Утром огневище костра оказалось разметанным, угли остыли, а на земле остался четкий, вдавленный и очень крупный отпечаток босой человеческой ноги. Спутать было нельзя. Он явно не походил на медвежий - не было когтей да и форма ступни не та. И еще парадокс - из-под углей и золы исчезла картошка, испеченная вечером на костре.
Встречи с волосатыми существами, издали похожими на людей, происходили и в других местах. Например, в Немецких степях, расположенных за озером Зюраткуль, между Нургушом и Уреньгой. Степи представляют собой обширные лесные поляны (горные луга) с разнотравной растительностью и с верховыми болотами. Иначе Немецкие степи называют Большекыльскими водораздельными болотами и торфяниками. Они раскинулись в верхнем течении речки Большой кыл и у западного подножья хребта Уреньги. Горные луга используются как сенокосные угодья. В степях обильно растет дикий прямой лук. К середине лета листья-стрелки этого лука становятся жесткими, твердыми, непригодными в пищу. Покосники замечали в Немецких степях каких-то незнакомых волосатых существ, которые выкапывали из земли луковицы и употребляли их в пищу. Попадались на глаза и огрызки луковиц. Пока неизвестно, какие дикие животные их едят. Это было последнее известие, поступившее мне в 1984 году. Больше ничего существенного я не слышал. Правда, были слухи, что в разные годы спорадично, мимолетом замечали леших на речке Большой Калагазе за Уваном, на западном склоне Зюраткульского хребта между Мохнатой и Голой сопками, о криках леших (чертей) возле села Меседа Катав-Ивановского района сообщал мне житель поселка Рудничного Анатолий Федорович Кутузов (рабочий Бакальской ГРП). В 1993 году М. М. Зайдиганов (из Сибирки) вспомнил, что давным-давно (после войны) видели леших на горе Свиридихе (Свиридовой релке). Всю ночь они орали, хохотали, не давали уснуть рабочим-лесорубам.
Есть и другие косвенные доказательства существования леших в Саткинском районе. В Сатке бытует легенда о Казымовской горе. Пошли как-то девушки на эту гору по ягоды, и повстречался им шурале (леший). Девушки испугались и разбежались в разные стороны, а одна из их упала со скалы и разбилась. Но суть дела в другом. Шурале (леший) был волосатый и с рогами. Но рожки могли появиться позднее из чисто психологических соображений.
До сих пор в народе еще живы поэтические предания, в которых главными действующими лицами выступают персонажи из русской мифологии и дохристианских (языческих) религий. По словам Егора Егоровича Кутузова, старожила Катавки, в Гелином долу (долине речки Буланки, выше моста от дороги между Катавкой и Рудничным) ходит леший, и бывают привидения. В Чертовом долу (долине реки Юрюзани на участке между устьем речки Буланки и бывшей деревней Петропавловкой) водятся черти, которые кричат по ночам.
Бакальский краевед Е. П. Трофимов в статье "Быт, нравы, обычаи и обряды Старого Бакала" (газета "Саткинский рабочий", 1989 г.) тоже упоминал о леших: 1) "Так, по представлениям обывателей Рудничного, в лесу жил леший, хохотавший над заблудившимся человеком и заставлявший его плутать там, где, казалось, трудно заблудиться; 2) "Считалось, что домовой тешится, леший заводит, водяной топит, ведьма могла корову выдоить".
Есть ли реликтовые гоминоиды в саткинских горах и лесах? Мне кажется, что есть. И убежище они могут найти. Почему же я их не видел? Наверное, потому, что не ставил перед собой такую задачу, или просто они не попадались мне на пути. Своими же соображениями я решил поделиться не для того, чтобы кого-то ввести в заблуждение, а, наоборот, чтобы разобраться. Об их присутствии свидетельствуют факты, изложенные в моих невыдуманных рассказах о леших или волосатых существах. Теперь, когда на страницы печати выплеснулась новая волна встреч и открытий снежного человека, мне тоже захотелось высказаться, поделиться мнениями. И я это сделал. Надеюсь, я не подвергнусь остракизму.
Сущность снежного человека противоречит данным современной биологии.
В рамках биологии понять этот объект нельзя, необходимо привлекать
пришельцев из космоса, астральные силы, объясняя тем самым
непонятное через еще более непонятное.
Статья И.Д.Бурцева